Рождение авиадвигателя

Рождение авиадвигателя
20 сентября
09:52 2016

Замена ветерана отечественной авиации Ан-24 перспективным легким военно-транспортным самолетом Ил-112В — одно из звеньев программы модернизации вооруженных сил России. Изготовление первого опытного экземпляра только началось, но уже на середину 2017 года запланирован первый полет. Специально для нового самолета в петербургском ОАО «Климов» разработан и изготовлен новый турбовинтовой двигатель ТВ7-117 СТ, который, впрочем, можно будет использовать и на других машинах. А первый запуск нового двигателя и ввод в строй оборудованного по последнему слову техники стенда, предназначенного испытаний двигателей этого типа, стал настоящим праздником для всех работников прославленного предприятия, одного из флагманов российского авиапрома.

В торжественной церемонии, прошедшей вечером 16 сентября, приняли участие, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров, председатель ЛФП Владимир Дербин президент Объединенной двигателестроительной корпорации Александр Артюхов, исполнительный директор ОАО «Климов» Александр Ватагин.
Запуск нового двигателя предоставил журналистам редкую возможность познакомиться с работой предприятия, обычно закрытой от посторонних глаз.
Знакомство с «Климовым» начинается с музея, где представлена вся история предприятия. Здесь можно увидеть «вживую» все образцы продукции — от первого советского мотоцикла до турбореактивных, турбовинтовых, ракетных и даже танковых двигателей. После переезда завода на новую площадку музей получил более просторное помещение.

Святая святых — сборочный цех. Сегодня здесь собирают двигатели ВК-2500, предназначенные для вертолетов Ми-38, Ка-50, Ка-52. Недавно запущенное здесь серийное производство вертолетных двигателей — значимая часть и, пожалуй, один из брендов процесса импортозамещения. Напомним, что ранее эти двигатели (разработанные в ОАО «Климов») серийно выпускали на украинском предприятии «Мотор-Сичь», расположенном в городе Запорожье. Представитель предприятия, проводящий экскурсию, с гордостью отмечает, что вертолетный двигатель собирают полностью из российских компонентов, сделанных на «Климове», либо на других российских заводах, входящих в Объединенную двигателестроительную корпорацию.
Гальванический цех. Здесь размещены 11 роботизированных линий. В процессе обработки рабочий лишь дважды прикасается к детали — загружая деталь и принимая ее после завершения. В цеху мы видим лишь одного человека, наблюдающего за производственными процессами на компьютерном мониторе. Работник фактически полностью защищен от вредных воздействий, а сточные воды здесь же в цеху проходят многоуровневую очистку, становясь безвредными для окружающей среды.
Мы входим в здание стенда — круглый павильон с ребристыми стенами. В центре на испытательном столе установлен «виновник торжества» — турбовинтовой двигатель с изящным шестилопастным пропеллером.
«Современный авиадвигатель — венец инженерной мысли. В нем объединены достижения из самых разных областей науки, техники. А по устройству он пожалуй, даже посложнее, чем космическая ракета. На разработку его уходит несколько лет. А первый запуск двигателя — как рождение ребенка»,-делится своими мыслями один из руководителей коллектива, разработавшего двигатель. Впереди очень — интенсивная программа испытаний. Уже к февралю два двигателя для первого Ил-112В должны быть переданы самолетостроителям.
Исполнительный директор ОАО «Климов» Александр Ватагин поясняет, что новый испытательный стенд принципиально отличается от своих предшественников. Значительно возросло количество контролируемых параметров, серьезно улучшены экологические показатели (фактически полностью поглощается шум), серьезно поработали разработчики и над современным дизайном комплекса.
Но вот наступает момент торжества. Под взметнувшимися к небу лучами лазеров к трибунам, расположенным рядом со стендом, идут работники завода. Сегодня их общий праздник. Электронная музыка и световые эффекты как нельзя соответствуют моменту, навевая мысли о небе и космосе. Короткие приветственные речи.
«Четыре, три, два, один »,-звучит через репродукторы обратный отсчет, и в осенних сумерках раздается рев турбины, набирающей обороты. Сам двигатель скрыт от участников стенами здания, почти полностью поглощающими звук, но его изображение проецируется на большой экран. Все быстрее вращается пропеллер, постепенно превращаясь в диск. Звучат аплодисменты и крики «ура».

Председатель Территориальной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Российского профсоюза работников авиационной промышленности Виктор Федосов:

Перед коллективом ОАО «Климов» была поставлена задача — в кратчайший срок создать и изготовить новый двигатель. И задача была выполнена. Это событие особенно заметно сегодня, во время кризиса, когда промышленность не может похвастать большими успехами. Нас, как представителей профсоюзов не может не радовать и то, что разработка, изготовление и испытания двигателя, эксплуатация нового стенда — это и стабильность предприятия, это, в перспективе, и новые рабочие места. Хочу отметить, что на предприятии действует крепкая первичка, в которой состоят 67 процентов работников, а коллективный договор, включающий многие важные социальные гарантии, в этом году был признан лучшим по Санкт-Петербургу. Возвращаясь к празднику, хочу отметить, что сегодня все работники завода смогли увидеть конечный результат их общего труда. Обычно этот результат скрыт от них. У корабелов есть праздник спуска на воду, на самолетостроительных предприятиях — первая выкатка самолета из ангара. А вот у тех, кто делает мотор, «сердце самолета», таких праздников раньше никогда не было. И я надеюсь, что праздники, подобные сегодняшнему, станут традицией, а поводы для них — будут!

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.