Теги

1 Мая АПК Бах Валентина Пилипенко Виктор Федосов Владимир Дербин Владимир Кузнецов Георгий Пара Георгий Полтавченко Дворец Труда Екатерина Слепнева ЖКХ ЛФП Ленинградская Федерация профсоюзов Ленинградская область МРОТ Мария Артюхина Межрегиональный профсоюз работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Николай Чалов Нина Леонтьева Орган Петербург Площадь Труда Регион 47 Санкт-Петербург Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова Санкт-Петербургская консерватория Светлана Шихова Татьяна Новицкая Территориальная Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ ФНПР детский отдых коллективный договор конкурс профессионального мастерства концерт новость охрана труда пенсионная реформа первичная профсоюзная организация повышение пенсионного возраста профсоюз профсоюзы социальное партнерство трехстороннее соглашение храм святого Станислава

Календарь

Сентябрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Окт »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Подписаться на новости

Самый первый автобусный!

Самый первый автобусный!
09 сентября
13:33 2016

Автобус так давно и прочно вошел в нашу жизнь, что сегодня мы уже не можем представить себе свое существование без этого удобного и надежного вида транспорта. Но в эти сентябрьские дни стоит относиться к автобусному движению города с особым пиететом, ведь ему исполняется ни много-ни мало — 90 лет…

«Сегодня, в 8 часов утра от главного штаба к Детскосельскому вокзалу (ныне — Витебский — прим. авт.) отойдет первый автобус. Завтра движение будет происходить с 7 утра до 2 часов дня, — так писала «Ленинградская правда» 1 сентября 1926 года в статье «Первые автобусы».

IMG_8066

Экспонат музея ретро-автобусов

А первым парком, из ворот которого вышли три автобуса немецкой фирмы «Фомаг», стал, естественно, парк под номером один. В нем, накануне юбилейных торжеств побывала корреспондент «Площади труда».

К 1 октября 1927 года количество автобусов достигло 17, а в 1928 году выпущено еще 6 новых автобусов. В 1927-28 годах функционировали две линии: первая: Октябрьский вокзал — Детскосельский вокзал — Рыбацкая ул. — Петроградская сторона, вторая:  Площадь Урицкого — завод «Красный Путиловец».

Наш парк — особенный

История предприятия — это, в первую очередь, его люди. А как сказала председатель Территориальной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Галина Любина, по совету которой я и оказалась в автобусном парке, они здесь — удивительные: «Трудолюбивые, ответственные, дружные. Председатель профкома — Татьяна Маркова трудится там много лет, знает каждого и многое может рассказать».IMG_8098

В автобусном парке №1 работает 1760 человек. Его коллектив обслуживает 21 маршрут в 6 районах города— от Купчино до Васильевского острова — ежедневно на городские магистрали выходит 254 автобуса.

Улыбчивая, обаятельная Татьяна Маркова и стала моим экскурсоводом: «Наш парк — особенный. И дело здесь не только в том, что мы — старейшие. Коллектив у нас всегда был замечательный. И пассажиры всегда говорили, что в первом автобусном работают самые вежливые и ответственные водители. Не в обиду коллегам будет сказано. Помнится ко мне пришел мастер — чинить стиральную машинку —  и как узнал, что я первом автобусном тружусь, разулыбался: «Я сам когда-то работал там, хорошее было время. Бывшей коллеге так машинку отремонтирую, что будет работать, как часы» И слово сдержал».

Как изменились пассажиры

… За девяносто лет многое изменилось. Но осталось главное — любовь к своему делу и пассажирам. Хотя последние, по словам диспетчера Екатерины Васильевой, стали требовательней к комфорту и соблюдению графиков, чем, например, лет двадцать назад. Но и честнее и ответственнее. «Когда в автобусах стояли ручные кассы, что туда только не бросали, чтобы билет выкрутить — и пуговицы, и кнопки. Сегодня с электронными валидаторами так не забалуешь. Но и за бумажные билеты, даже при самостоятельной оплате рассчитываются аккуратно. В часы пик, в полном автобусе с задней площадки спешат в переднюю дверь, чтобы расплатиться», — говорит старейший водитель Алексей Солонский.

Вспоминая недавнее прошлое

В канун 50-летия Великого Октября за успехи в соцсоревновании коллективу 1-го автобусного парка было присуждено на вечное хранение Памятное Красное знамя Президиума Верховного Совета РСФСР, Совета Министров РСФСР и ВЦСПС. За годы 9-й пятилетки (1971-75гг) предприятию 8 раз присуждались классные места в республиканском соцсоревновании.
IMG_8076

Татьяна Маркова и Дмитрий Юрков

В советские времена в автобусных парках неплохо платили. Поэтому на должности простых водителей приходили даже дипломированные инженеры — крутить баранку оказывалось выгоднее, чем корпеть над чертежами в проектном институте. А бригадир автослесарей Дмитрий Юрков пришел в первый автобусный и вовсе с моря. «По образованию я — техник-судомеханик. Пока ходил на теплоходе получал 90 рублей, а здесь — сразу 200….».

Но зарплата по воспоминаниям ветерана Солонского, не у всех водителей была высокой. «Хорошо получали те, кто водил городские автобусы, а «междугородникам» почему-то платили мало. Я в тех деньгах уже и не помню сколько. Но по нынешним временам где-то тысяч 15-20″.

Однако низкие заработки компенсировались престижем работы на «межгороде».

«Еду я обязательно в белой рубашке, бордовый автобус «Икарус-люкс» в Эстонию или Латвию — это ж, считай заграница, — вспоминает ветеран. — Или везу туристическую группу, рядом экскурсовод с микрофоном, молоденькие девушки-пассажирки экскурсию слушают и на меня заглядываются. Я так и со своей будущей женой познакомился — вел автобус с экскурсией студентов-фармацевтов на «Дорогу жизни» и так уж я ей понравился, — улыбается Солонский, — в белой рубашке, загорелый, вежливый».

IMG_8088

Даже в отпуске Алексей Солонский пришел навестить свой автобус маршрута №157, который стоит на профилактике

Когда стабильные советские годы сменились «диким» рынком «лихих» девяностых, работники первого автобусного ощутили их горечь сполна. Были тут и задержки зарплаты, и бартер вместо денег. И… отсутствие суточных на открывшихся регулярных рейсах в Финляндию. Чтобы элементарно пообедать, нужно было заняться коммерцией — разрешалось брать с собой «джентльменский набор» — бутылку водки и блок сигарет, которые водители по ту стороны границы продавали финнам.

В 90-е годы в связи с изменением политической и экономической ситуации в стране поставки нового подвижного состава в автобусный парк прекратились. Лишь в 1994 году к Играм доброй воли парк получил 10 комфортабельных 5-местных автобусов «Икарус-250» для международных перевозок. Позднее поступили еще несколько новых «Икарусов». В начале 2000 года появились новые «Лиазы»

День сегодняшний

Как сегодня живет коллектив первого автобусного? Средняя зарплата по автопредприятию — 43,5 тысячи рублей. У водителя на городском маршруте выходит около 57, казалось бы — немало. Только это со всеми переработками и доплатами за стаж и квалификацию. У молодых едва дотягивает до 30. «Разве это деньги для парня, который недавно создал семью? Вот и уходят в частные фирмы», — сетует Татьяна Маркова. Но многие возвращаются. «Частник нередко наобещает «золотые горы», а потом заплатит три копейки и работать заставляет без выходных. А у нас пусть зарплата и не очень большая, но предприятие государственное, стабильное, есть единый коллективный договор «Пассажиравтотранса», в котором много льгот прописано — индексация зарплаты, материальная помощь при рождении ребенка, льготы на санаторно-курортное лечение, компенсация по оплате путевок в детские оздоровительные лагеря и многое другое»,- продолжает председатель профкома.

В рядах профсоюза в первом автобусном состоят почти три четверти работников — 72 % . Мои собеседники — не исключение. Бригадир автослесарей Дмитрий Юрков даже входит в ревизионную комиссию профкома.IMG_8077

Профком  добился того, чтобы на предприятии  работала комиссия по независимой оценке результатов специальной оценки условий труда (СОУТ). «Сегодня в Петербурге нередки случаи, когда после проведения СОУТ  работники незаслуженно лишаются льгот и гарантий за работу во вредных условиях. Надеемся, что по результатам деятельности независимой комиссии нам удастся эти льготы отстоять», — говорит Маркова.

Также профсоюзная первичная организация из своего бюджета оплачивает для членов профсоюза половину стоимости абонемента в бассейн, арендует спортзал для тренировок спортсменов, организовывает экскурсии.

План 1950 года по перевозке пассажиров был выполнен на 109,7%. Водители 1-го парка Б.Шахнович и П.Яковлев на автобусе ЗИС-154 прошли без капитального ремонта 210157 км, сэкономили ремонтных средств на 21692 руб, на резине и горючем — 4539 руб

Работать в последние годы стало комфортнее. На городские маршруты выходят современные автобусы «Волжанин» с импортными двигателями. Машины, по словам Дмитрия Юркова, надежные и несложные в ремонте. «Это вам не советские «ведра с гайками», тут и кабина просторная, и салон большой, ездить на них удобно», — дополняет Алексей Солонский.

Накануне юбилея

В парке бережно относятся к истории автопредприятия — специально к юбилею, который коллектив будет отмечать 10 сентября, в фойе появятся стенды о разных периодах его работы. Отдельный — посвящен подвигу водителей, автослесарей и механиков, работавших в блокаду на «Дороге жизни».

Только в самую тяжелую зиму 1941-42 годов более 214 тысяч ленинградцев было перевезено автотранспортом на Большую землю, а в осажденный город доставлено более 360 тысяч тонн продовольствия, боеприпасов и медикаментов. Огромная заслуга в этом и коллектива парка№1.

Ежегодно 8 сентября, в день начала блокады Ленинграда, профком организует поездки работников предприятия — ветеранов-блокадников — на «Дорогу жизни».

IMG_8069

Отремонтированные ветераны к ретро-параду готовы

В день празднования юбилея официально откроется музей ретро-автобусов, экспонаты для которого энтузиасты собирали, порой, на свалках и задних дворах не только в Петербурге, но и далеко за его пределами. Прибывали машины в парк нередко в ужасном состоянии: ржавые, грязные, с ободранными сиденьями. А сегодня чистенькие и отремонтированные ждут, чтобы отправиться праздничный рейс, приняв в салон самых уважаемых пассажиров — ветеранов и «блокадников».

В преддверии юбилея профком и администрация организовали конкурс рисунка среди детей работников «Моя мама (мой папа) работает в АП 1». Всех его участников от профкома ждут подарки.

Коллектив автобусного парка, своих коллег — членов профсоюза обязательно поздравит председатель территориальной организации профсоюза Галина Любина и вручит коллективу парка почетную грамоту Ленинградской Федерации профсоюзов.

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.