Учителя не в угол, а во главу !

Учителя не в угол, а во главу !
31 августа
20:00 2016

Новый учебный год — это всегда волнительно, радостно и… немного тревожно. И если поводы для радости у всех примерно одинаковые, ведь впереди — новые открытия, знания и педагогические победы. То тревоги разные. У школьников они связаны с новыми предметами и будущими оценками. Родители волнуются — насколько хорошо будут учить их детей. Учителя с некоторой долей опаски ждут очередных нововведений, циркуляров и требований. А профсоюз озабочен тем, чтобы педагоги получали достойную зарплату и при этом не «пахали» по 50 часов в неделю и не выгорали на работе. Об этом и не только накануне Дня знаний мы побеседовали с председателем Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области профсоюза работников народного образования и науки РФ Владимиром Кузнецовым.

Владимир Николаевич, начнем с животрепещущего — зарплаты педагогов. Как в Санкт-Петербурге и Ленобласти исполняются «майские» Указы Президента?

— Если верить статистике, то указы по городу и области выполняются достаточно хорошо. Причем в обоих регионах процент соотношения средней зарплаты в образовании к средней по экономике даже выше, чем того требует «дорожная карта». По последним данным Смольного у работников образования в Санкт-Петербурге она больше 46 тысяч. Цифры весомые. Но! Во-первых реальная зарплата стабильно снижается и, например, июльская в образовании в реальном выражении по сравнению с прошлым годом упала почти на 5%. И главное: цифры, заложенные в «майских» указах, достигаются за счет того, что люди трудятся не нормативные 18 часов в неделю, а на полторы-две ставки. То есть, чтобы получить эти 40 с лишним тысяч учителя вынуждены работать с повышенной интенсивностью!

Кузнецов

Владимир Кузнецов — председатель Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области профсоюза работников народного образования и науки РФ

Поэтому после выборов в Законодательное Собрание города, профсоюз возобновит переговоры с властями Петербурга о вторичной индексации зарплаты и будет требовать, чтобы средней зарплате по экономике равнялась средняя зарплата на одну ставку. Вот тогда, на мой взгляд, будет полноценное исполнение указов.

Что касается Ленобласти, то там вторичная, осенняя индексация уже запланирована.

— А что еще на повестке дня профсоюза в наступающем учебном году?

Зарплата — это первое. Второе —интенсивность: учитель должен работать на одну ставку. Иначе — перегрузка и профессиональное выгорание. И третье — это условия работы. Сегодня не все педагоги имеют отдельный кабинет. Когда его «делят» два, а то и три учителя — нет возможности отдохнуть в перерывах между уроками, нарастает утомляемость, а это сказывается на качестве преподавания, нарушаются требования охраны труда.

— Как обстоят дела с новыми кадрами? На городском педсовете озвучили, что молодежь идет в школу.

— Сегодня часто приходится слышать: условия работы в школе настолько привлекательны, что молодежь туда идет валом. Но несмотря на существенный приток молодых, это утверждение лукавое. Во-первых, большое количество педагогов, впервые пришедших в школу, к концу учебного расстаются с ней — из-за низкой зарплаты — без стажа и квалификации она в лучшем случае тысяч 20. А во-вторых, не очень-то хотят руководители брать молодых в штат, ибо тогда им для рапортов о том, что средняя зарплата равна средней по экономике надо ее «натягивать». Лучше взять возрастного преподавателя, который за счет доплат и надбавок за стаж и ученые степени «вырабатывает» 46 тысяч рублей.

— На областном педсовете из высоких уст прозвучало, что учителя необходимо освободить от излишней отчетности…

— Эта проблема назрела давно. Сегодня учитель делает в школе буквально все. Он организует питание детей, собирает деньги, ему надо вести электронный и обычный журналы и электронный дневник, по электронной почте сообщать родителям — как учится и ведет себя ребенок. Ну и, естественно, готовиться к урокам. И если раньше получали готовые программы из Москвы, то теперь каждый учитель сам должен их разрабатывать и утверждать.

Параллельно с этим нужно постоянно подавать какие-то данные — в комитет по образованию, в министерство. Два года назад принято решение что никакие инстанции не могут специально требовать сведения, если они есть в открытом доступе — например, на сайте школы, но я недавно разговаривал с директором одной из петербургских школ, которой за месяц пришлось написать 36 таких справок. Мы проводили социологическое исследование и выявили, что учитель при штатной 18-часовой нагрузке на самом деле занят примерно 56 часов в неделю!

Мы считаем, что учитель должен отвечать только за уровень и качество преподавания. Плюс классное руководство. Но на чьи плечи переложить остальную ответственность, когда на школу навешивается все больше функций, а штатное расписание и финансирование, наоборот, сокращают? Так в школах нет инженеров, отвечающих за содержание компьютерных классов, это — задача учителей информатики. Если по-прежнему «навьючивать» учителя, то о качестве преподавания говорить трудно, наш профсоюз убежден- нужно вводить новые штатные единицы. Конечно учитель играет и большую воспитательную роль. И вот , к слову, недавно я увидел объявление — частная школа набирает классных руководителей с достойной зарплатой. Такой же подход должен быть и в государственных — классная «мама» — это педагог, который занимается только детьми, а не делает это в впопыхах между уроками. Тогда и воспитательная работа будет на более высоком уровне.

1 сентября

Фото из архива «Площади труда»

— Вопрос повышения качества образования сегодня сверхактуален, как для родителей детей,так и для государства в целом…

— Могу сказать,что условия для роста квалификации в области и городе созданы. По городу профсоюзы добились, что такое повышение педагоги проходят раз в три, а не в пять лет и за счет средств работодателя. Если раньше это можно было сделать только на базе академии постдипломного педагогического образования, то теперь учитель сам выбирает форму и место своего обучения. Например, если его интересуют вопросы IT технологий — в университете ИТМО, вопросы педагогики — в РГПУ имени Герцена и так далее.

Но здесь тоже есть вопросы. Сегодня появляются новые статусы педагогов, дающие право на получение доплат. На мой взгляд, такое «ранжирование» неправильно, мне непонятно, почему подразумевается, что качество преподавания учителя-методиста или педагога-исследователя, выше чем просто учителя и он получает больше.

— Буквально перед новым учебным годом сменился министр образования и науки России…

— Ольга Васильева пришла в непростую отрасль в непростое время. После многочисленных реформирований школа, на мой взгляд не может качественно выполнять свою работу. Но мне импонирует ее установка , что во главу угла нужно ставить учителя. Вопрос, как это будет реализовываться на практике? Будут ли созданы условия для работы, поднят престиж профессии? Васильева обещает изменить формы оплаты труда — может быть, она станет, действительно, достойной.

— От проблем педагогов перейдем к детям — остро ли стоит вопрос с местами в школах?

— Сегодня ситуация в городе более-менее нормальная. Есть школы, загруженные только на 40-60%. Но в новостройках напряженность существует. Детей пытаются перераспределить в другие микрорайоны. А этой, порой расстояние в три-четыре остановки. Но пока справляются и на две смены переходить не планируют — об этом сказал и губернатор на городском педсовете.

А вот с детскими садами проблема более серьезная. Во-первых, в период демографического «провала» резко уменьшили количество ясельных групп и хотя сегодня власти и застройщики пытаются выправить ситуацию, очереди для устройства в садик малышей от года до трех лет очень большие. Во-вторых — очень разная загруженность детских садов по районам. В «старых» районах — Центральный, Петроградский, Фрунзенский , где новостроек мало, население по большей части возрастное, вопросов с местами нет. А, например, в Приморском и Красносельском, где строится жилье, в которое, в основном, переезжают молодые семьи с детьми, проблема очень острая. Но власти обещают в ближайшие два-три года вопрос решить, строительство детских дошкольных учреждений идет интенсивно и в городе и в области.

— Ну и накануне…

— Поздравляю всех учителей, учеников и родителей с Днем знаний. 1 сентября — начало дороги в будущее, в интересную жизнь, наполненную удивительными открытиями, радостью познания. Для педагогов это начало нового этапа профессиональной жизни, новой большой работы.

Дорогие коллеги, в этот знаменательный день искренне желаю вам здоровья, благополучия, счастья, удачи во всем, новых успехов в профессиональной деятельности.

Пусть грядущий учебный год будет отмечен чем-то своим, особенным, какой-то важной победой, приятным событием, воплощенной в жизнь мечтой.

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.