«Лучший водитель троллейбуса» — впервые в Петербурге

«Лучший водитель троллейбуса» — впервые в Петербурге
26 мая
14:15 2016

Троллейбусный парк №1 на Сызранской улице — место, где 80 лет назад начиналась история ленинградского троллейбуса. В наши дни он стал площадкой XVII Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший водитель троллейбуса». На конкурсе, впервые проходившем в Северной столице победил москвич Леонид Александров. Однако второе место у петербургского водителя все того же парка №1 Вячеслава Сулиза, вместе с еще одним петербуржцем Магомедкамилем Магомедиминовым, занявшим четвертое место, они вошли в пятерку лучших водителей России.

Торжественное открытие конкурса состоялось 25 мая. В церемонии приняли участие заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул, вице-губернатор Игорь Албин, председатель Межрегионального профсоюза Санкт-Петербурга и Ленинградской области работников жилищно-коммунальных организаций и сферы обслуживания Нина Леонтьева.

Среди конкурсантов водители из Москвы, Уфы, Нижнего Новгорода, Рязани, Хабаровска, Калининграда, Севастополя, Ижевска, Самары, Нальчика, Челябинска, Абакана, Новосибирска и других городов. Все они победители своих региональных конкурсов. Возможность помериться силами друг с другом им выпало на следующий день 26 мая.

Северная столица впервые стала местом проведения Всероссийского конкурса. Такое решение его организаторов связано, в числе прочего, и с тем, что наш город в этом году празднует юбилей с момента открытия троллейбусного движения в Ленинграде.

Вчера и сегодня

Троллейбус ЯТБ-1 спустя десятилетия вернулся в родной парк

Троллейбус ЯТБ-1 спустя десятилетия вернулся в родной парк

Именно в 1936 году первый троллейбус марки ЯТБ-1 отправился от Красной площади (ныне площадь Александра Невского) до площади Труда, где располагается штаб-квартира Ленинградской Федерации профсоюзов (ЛФП).

В память об этом событии единственный сохранившийся экземпляр троллейбуса ЯТБ-1 своим ходом приехал на конкурс из Музея городского электрического транспорта на Сызранскую улицу, в тот самый первый троллейбусный парк Петербурга №1, символично ставший ареной конкурса.

 Вот видавшие виды старенькие ЗиУ-9, новенькие «Тролзы» и белорусские машины производства «Белкоммунмаш» открыли свои двери для конкурсантов. А сесть за руль не своего троллейбуса ой как не просто. Поистине — это одно из самых первых испытаний для каждого из водителей. Не случайно, многие из них признавались что дают своим «рогатым» разнообразные ласковые имена. Троллейбус может быть и «Снежком», и «Вепрем», и даже «Зайчиком».

По существу

Как театр начинается с вешалки, так выход на линию с тщательного осмотра машины

Как театр начинается с вешалки, так выход на линию с тщательного осмотра машины

Но, вновь о серьезном. Официально, конкурсных испытаний девять. Это, в частности, умение въехать в узкий бокс задним ходом, объехать канализационные колодцы на дороге, правильно встать на остановке, так, чтобы задний борт находился прямо под висящей табличкой с указанием маршрута.

Кроме того, каждому водителю необходимо было преодолеть кривую малого радиуса, «не вылетев» за пределы трассы, а затем, пройти «змейку». Последнее вовсе не блажь организаторов, а показатель умения конкурсанта маневрировать по полосам.

И, наконец, передние колеса троллейбуса должны встать четко на поперечной линии, обозначающей финиш. Водителю же, быстро выскочив из кабины, следовало нажать специальную кнопку на светофоре. Она останавливала отсчет времени.

Хотя время, — и это постоянно подчеркивали эксперты, — вовсе не главный показатель. Куда важнее для компетентного жюри, также собранного практически со всей России, было увидеть высокие теоретические и практические навыки конкурсантов, от знания машины, умения проверить ее перед рейсом, до соблюдения правил дорожного движения, культуры вождения и безопасности пассажиров. Об этом нам рассказал главный эксперт конкурса — председатель жюри Александр Хабаров, директор Октябрьского троллейбусного депо Екатеринбурга.

«Водитель должен знать теоретическую часть: свою должностную инструкцию, устройство троллейбуса, правила его технической эксплуатации, уметь грамотно принять троллейбус, а также быть культурным в обслуживании пассажиров, — сказал Александр Хабаров, — хотя эти вещи должен знать и уметь каждый водитель, идеально исполнить их на практике могут лишь избранные, которые оттачивают свое мастерство годами».

В этом одна из главных задач таких конкурсов, чтобы «избранных» становилось как можно больше. Ведь в выигрыше будем мы с вами — пассажиры.

Родина слышит, родина знает…

Если за рулем профи - троллейбус изобразит и «Змейку»

Если за рулем профи — троллейбус изобразит и «Змейку»

Все что делалось 26 мая на учебной трассе троллейбусного парка №1 могли видеть все желающие ведь на информационном портале Правительства Санкт-Петербурга «Город+» велась прямая трансляция состязаний.

Впрочем, и жители подмосковных Химок также могли видеть прохождение трассы своей землячкой в городе на Неве. Эту возможность обеспечили коллеги Светланы Нечипоренко, миловидной и хрупкой женщины-водителя, уже не в первый раз участвующей во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства. Интересно, что  день заездов для Светланы волнительный вдвойне. Дело в том, что в Химках, в это самое время, ее дочь сдавала ЕГЭ.

«Машина — это твой кормилец поэтому каждый водитель буквально срастается с ней», рассказывает Алексей Пискунов из города Владимир сам он не просто потомственный водитель троллейбуса, но и потомственный участник конкурса. На таких же состязаниях, некогда побеждал и его отец, ставший первым наставником своего сына. Сам Алексей имеет высшее образование.

Что интересно, среди участников конкурса людей, закончивших в свое время те или иные вузы достаточно много. Как много и по-настоящему ярких и неординарных личностей, занимающихся нумизматикой, реставрацией ретро автомобилей, играющих на флейте, умеющих еще многое, и многое…

От первого лица

Конкурсанты обсуждают тонкости своей профессии

Конкурсанты обсуждают тонкости своей профессии

Кто-то, впервый раз попав на конкурс сразу добился успеха. «Это настоящее счастье! Это моё первое участие во Всероссийском конкурсе, и сразу второе место! Теперь буду стремиться стать на следующем конкурсе первым!», — цитирует слова Вячеслава Сулиза пресс-служба СПб ГУП «Горэлектротранс».

А для кого-то участие в конкурсах — это долгий путь. За плечами Магомедкамиля Магомедиминова уже 11 конкурсов, начиная от парковых и кончая всероссийскими. «Чтобы победить водителю нужно любить свою работу и очень много тренироваться. Необходимо также внимание и чуть-чуть везения», — говорит неоднократный призер и победитель профессиональных соревнований.

Не без гордости Магомедкамиль рассказывает, что его коллеги всегда ждут выступления петербургских водителей. «Петербуржцы ездят по-особому: быстро, красиво, зрелищно», — поясняет он. Наиболее сложным для себя Магомедкамиль называет матчасть. Вождение, по собственному признанию, дается ему куда легче, но и здесь можно ошибиться, ведь испытываешь большое волнение.

Задним ходом в узкий бокс

Задним ходом в узкий бокс

«Толковый водитель видит все, и то какие люди стоят на остановке, в каком состоянии находится контактная сеть. Одним словом, толковый водитель видит все с закрытыми глазами», — весело заключает свой рассказ Магомедкамиль.

В своих тренировках он действительно оказался настойчивым ведь, по итогам конкурса, он вошел в пятерку лучших водителей России, заняв на конкурсе четвертое место.

Бодро и уверена прошла свою трассу и Нина Фомина, водитель Заволжского троллейбусного депо города Ульяновска. Она завоевала пятое место. До недавнего времени, девушка работала акушеркой, но вот уже полтора года ее жизнь связана с троллейбусами. На ее петлицах уже сверкают знаки различия водителя первого класса.

«Очень переживаю, чувствуется мандраж. Незнакомый троллейбус. Все это рождает борьбу с собой. — Это главное для победы», — говорит она и признается, что свою нынешнюю профессию она выбрала из любви к движению.

«Нравится троллейбус как экологически чистый вид транспорт, нравится движение», — улыбается девушка. Хороший водитель, по мнению бывшей акушерки, должен хорошо чувствовать габариты троллейбуса, трассу, а также радовать своей культурой вождения, как пассажиров, так и пешеходов.

Болельщики

На зрительских трибунах только настоящие знатоки.

 Третье место досталось водителю из Стерлитамака Тахиру Оразбердиеву. А самым молодым участником конкурса стал 23-летний Маским Чиняков из Рязани. В дальнейшем, юноша планирует получить высшее образование, связанное исключительно с городским электротранспортом.

«Я первый раз участвую в конкурсе такого масштаба. Троллейбусом доволен. Мой родной город болеет за меня!», — сказал Максим.

Любовь к профессии и «воля к победе»

Напомним, что организаторами конкурса выступают Министерство транспорта РФ, НИИ автомобильного транспорта, Правительство Петербурга, СПб ГУП «Горэлектротранс», Общероссийское объединение работодателей «Городской электрический транспорт» и Национальная ассоциация предпринявший автомобильного и городского пассажирского транспорта.

В стороне от Всероссийского конкурса не остался и Футбольный клуб «Зенит». Который учредил специальный приз знаменитой футбольной команды «За волю к победе». Но достался он водителю из Самары Виктору Морозову.

Награждение победителей состоялось в День города 27 мая в Конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» в рамках Международного инновационного форума пассажирского транспорта «SmartTRANSPORT», зрелищной частью которого и стал этот конкурс. Призовой фонд конкурса составил 500 тысяч рублей.

«Такие конкурсы, которые мы готовим в тесной связи с профсоюзами не просто поднимают престиж профессии, но и воспитывают любовь к ней», — уверен генеральный директор ГУП «Горэлектротранс» Василий Остряков.

Следует отметить, что конкурс впервые проводился по стандартам международного движения рабочих специальностей WorldSkills.

Фото автора

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

1 Коментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.