Крепкая семья: без прошлого нет будущего

Крепкая семья: без прошлого нет будущего
20 мая
14:29 2016

В мае этого года в Петербурге в течение двух дней проходила Международная научно-практическая ассамблея «Семья как национальное достояние». В ее работе принимали участие представители власти, общественных объединений, священнослужители, видные российские и зарубежные ученые. На форуме было отмечено, что укреплению семейных уз немало способствует социально-экономическая стабильность, достойная зарплата и гарантированные рабочие места.

Форум, приуроченный к Международному дню семей был организован МОО «Общество «Знание» и Санкт-Петербургским институтом внешнеэкономических связей, экономики и права.

Семья основа любого государства, где формируется его будущее. «Все, что мы получаем от общества в дальнейшем, мы сначала получаем в семье», — заявил открывая Ассамблею Сергей Климов, вице-президент МОО Общество «Знание», ректор Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права.

Материальное благополучие и личный пример
«Крепкая семья — здоровая нация», — провозгласили организаторы ассамблеи. Но  сейчас в России по-прежнему высок процент разводов, напомнил президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Владимир Катенев. В его семье, кстати — пятеро детей.

По данным статистики,в нашем городе  распадается каждый второй брачный союз. И хотя, причиной этому множество факторов лежащих в моральной и духовной плоскостях,не следует забывать и материальный аспект. Это  —  стабильная работа, достойная зарплата и возможность получить жилье, напомнил Владимир Катенев.

  Именно этого добиваются сегодня профсоюзы. Но кроме рабочего места и зарплаты они сегодня ведут переговоры с властями и о другом. Так, по настоянию   Ленинградской Федерации профсоюзов, в Петербурге  в трехсторонних соглашениях и обязательствах к ним   (их подписывают и обязуются выполнять городское  правительство,  работодатели и профсоюзы)  появляются  пункты, непосредственно касающиеся прав работников с  семьями. Речь идет и о количестве мест в детсадах, и о цене путевки в детский оздоровительный лагерь и компенсации части ее стоимости родителям  и о другом.

А как там у датчан?
После, своим опытом поделились и зарубежные гости. Директор Датского института в Санкт-Петербурге Саейр Андерсен поведал, что несмотря на раскрепощение нравов в современной Европе и легализацию так называемых «однополых союзов», все же большинство датчан делают выбор в пользу традиционной семьи, то есть союзу мужчины и женщины, предполагающему наличие нескольких детей.

Таким семьям идут навстречу и работодатели. Например, в диалоге с датскими профсоюзами было решено предоставлять родителям несколько дополнительных оплачиваемых выходных в месяц, для того, чтобы родители могли провести это время со своими детьми. Такие же дни даются и для ухода за больным ребенком.

Но, вновь обратим внимание на то, что стоит над материальным. Это традиционные нравственные и духовные устои нации.

«Не хлебом единым»
О разрушении семьи в современной России, и о преодолении этой ситуации говорил протоиерей Александр Дягилев, председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи и защиты материнства Петербургской митрополии.В частности, священник описал разницу между пониманием и концепцией семьи в дореволюционной — православной России, в советском и постсоветском обществе.

Если в первом случае многодетность была нормой, а мужчина рассматривался как безусловный глава семьи, добытчик и устроитель быта, в то же время любящий и оберегающий свой «немощнейший сосуд» — жену, то в советское время нормой, увы, становится один ребенок в семье, а мужчина, зачастую, оказывался на вторых ролях.

Власть в семье переходила к «сильной» женщине. «Считалось, что детей в семье должно быть мало, и их следует как можно выше продвигать по социальной лестнице», — сказал отец Александр. Такому ребенку родителями затем выставлялся счет: «мы все сделали для тебя, мы посвятили себе жизнь…». К сожалению, прежнюю традиционную семью, где свои социальные функции мальчики и девочки — чьи-то будущие мужья и жены — усваивали через повседневные бытовые ритуалы с самого раннего детства, уже не вернуть.В то же время, советская модель семьи, по мнению священнослужителя, ведет лишь к уродованию личности. Не внушает оптимизма и современный постсоветский тип семейного союза, где, порой, вообще нет места детям, а центром жизни становятся отношения двух супругов как таковые.

Таким образом, протоиерей Александр Дягилев призвал всех ответственных за будущее нашей страны людей изыскать приемлемую для сегодняшнего дня, но, в то же время, соответствующую традиционным русским ценностям модель семьи.

«…Еще не кончилась война»
Интересное пояснение к словам протоиерея Александра Дягилева сделала Людмила Агафонова, руководитель Центра психологического образования и коррекции «Человекознание».

Психолог напомнила о масштабных последствиях Великой Отечественной войны, до сих пор оказывающих влияние на наши семьи. Тогда, в далекие уже сороковые, очень много мужчин не вернулось с полей сражений, а оставшиеся в живых несли на себе не только физические раны, но и большие психические травмы. Именно в этом, по мнению Людмилы Агафоновой и кроется смещение главенства в семье от мужа (подчас подавленного пережитым и сильно пьющего) к жене, которая из хрупкой женщины превращается в некую «железную леди».

Мало того, «железными» поневоле становились и вдовы погибших солдат и офицеров. Их дети уже не могли получить от «замершей» в своем горе матери необходимой им материнской любви, и часто вступали во взрослую жизнь с чувством своей якобы «ненужности» и «ущербности». Эту негативную и разрушительную психологическую установку они, как правило, передавали уже своим детям.

Так, по словам Людмилы Агафоновой, эти патологические поведенческие патерны (априори заложенные схемы-образы для действия индивида) — в числе которых и все тот же алкоголизм, или допустимость совершения аборта, — передаются по наследству.

Бороться с этим на индивидуальном уровне помогают семейные расстановки, когда человеку дается ясная возможность ощутить совсем иную модель построения своей жизни и поведения, а также реализовать ее в своей семейной жизни.

Лучший мир для потомков
Своими методиками в работе с семьями, позволяющими разрешать их проблемы, зачастую доставшиеся по наследству, поделились и зарубежные психологи. В их числе Дэвид Кольберг, известный американский ученый, продолжатель дела своего отца Коллинза Кольберга, всемирно известного основателя теории когнитивизма и теории развития нравственности.

Дэвид Кольберг: - Излечив раны прошлого, можно принимать мудрые решения в настоящем и будущем.

Дэвид Кольберг: - Излечив раны прошлого, можно принимать мудрые решения в настоящем и будущем.

«Мы здесь для того, чтобы создать лучший мир для себя, своих семей и своих потомков», — сказал он в своем выступлении. Согласившись с доводами Людмилы Агафоновой, Дэвид Кольберг подчеркнул, что только излечив раны прошлого, можно принимать мудрые решения в настоящем и будущем.

Семья — это еще и первая школа патриотизма, то есть место, где формируется будущий достойный гражданин страны. Этот тезис был всесторонне раскрыт в докладе Раисы Мордвиновой, президента Фонда «Женщины и политика».

О необходимости защитить семью и детей от тлетворного влияния массовой культуры и навязанных нам чуждых стереотипов поведения, напомнил Сергей волков, доктор экономических наук, профессор Ленинградского областного института развития образования.

Известные психологи, врачи и педагоги дали затем свои мастер-классы для всех желающих. Кроме того, большая  работа велась сразу на нескольких секциях ассамблеи. Среди них: «Причины кризиса современной семьи», «Православная семья: традиции и современные реалии».

Фото автора

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.