Смертельно опасные подъемники

02 апреля
17:30 2016

В последнее время участились несчастные случаи при использовании домовых лифтов. По

поручению Минстроя Жилищный комитет провел выборочные проверки лифтового

оборудования, установленного в многоквартирных домах. Проверялись условия

эксплуатации, наличие договоров между управляющими компаниями с лифтовыми

организациями и необходимой технической документации по обслуживанию лифтов.

Тысячи нарушений

По итогам проверок лифтового хозяйства Петербурга было выявлено около 2 тыс.

нарушений, влияющих на обеспечение безопасной эксплуатации лифтов. Самые

распространенные нарушения (1990 случаев) — отсутствие двухсторонней переговорной

связи из кабины лифта или договоров на диспетчерское обслуживание лифтов. Почти

половина таких упущений зафиксирована в Центральном районе.

В 282-х случаях не были заключены договоры на обследование лифтов, отработавших

назначенный срок службы (больше всего — в Колпинском районе). В 152-ти случаях

отсутствовали договоры страхования гражданской ответственности владельца опасного

объекта. У 13-ти проверенных лифтов в трех различных районах города частично

отсутствуют технические паспорта.

Как показала проверка, во всех районах Петербурга в полном объеме не устранены

замечания, выявленные в ходе экспертного обследования или технического

освидетельствования лифтов. Многие лифты не укомплектованы вертикальными щитами

безопасности высотой не менее 750 мм, которые должны быть прикреплены под порогом

кабины.

Некоторые из выявленных нарушений представляют серьезную опасность для пассажиров

лифтов. Уже в ходе проверок произошел трагический инцидент в Приморском районе. 27

января в доме №11 по Туристской улице между 6-м и 7-м этажами застрял лифт, в

котором находился 15-летний подросток. Юноша попытался самостоятельно выбраться из

заточения, но упал в шахту лифта и скончался от полученных телесных повреждений.

Возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей

Уголовного кодекса РФ «причинение смерти по неосторожности».

В Жилищном комитете настаивают на усилении контроля за работой специализированных

лифтовых организаций, которые несут ответственность за исправное и безопасное

состояние лифтов. Администрациям районов «поручено провести дополнительные

проверки организации надлежащей эксплуатации лифтового оборудования и взять на

контроль устранение замечаний, выявленных в ходе проверок, в первую очередь в части

обеспечения своевременного проведения технического освидетельствования и

обследования лифтов, отработавших назначенный срок службы». Совместные проверки

также намерены проводить Жилищный комитет, Государственная жилищная инспекция

(ГЖИ) Петербурга и районные прокуратуры.

Информация обо всех фактах несвоевременного технического освидетельствования и

обследования лифтов, отработавших назначенный срок службы, будет направляться в

Северо-Западное управление Ростехнадзора. Особое внимание предполагается уделить

ходу и качеству работ по устранению ранее выявленных специализированными

организациями нарушений (2 524 лифта). При выявлении грубейших нарушений,

влияющих на безопасную эксплуатацию лифта, работа проблемных подъемников будет

приостановлена вплоть до приведения их в порядок.

Неподъемный ремонт

Отработавшие свой век лифты выявляют в ходе ежегодной инвентаризации, которая

проводится в апреле. По данным ГЖИ, свыше 13 тыс. из более чем 40 тыс. имеющихся в

нашем городе подъемников уже отработали нормативный срок службы в 25 лет. Как

показало обследование, проведенное в 2015 году, больше таких лифтов в Калининском

районе — 840. В Василеостровском районе эксплуатируется 698 «состарившихся» лифтов

(правда, 48 их них уже остановлено), в Кировском — 636.

«Установлены факты не выполнения условий экспертных заключений о продлении сроков

безопасной эксплуатации лифтов — замечания и нарушения не устраняются, лифты в

нарушение обязательных требований продолжают эксплуатироваться», — отмечается в

сообщении ГЖИ. Были оформлены протоколы в отношении виновных лиц и выданы

предписания для устранения выявленных нарушений. Соответствующая информация

направлена в Северо-Западное управление Ростехнадзора.

Лифтовое хозяйство Петербурга нуждается в срочном и масштабном обновлении. При

этом лифты по-прежнему изнашиваются гораздо быстрее, чем их успевают

отремонтировать. Хотя на ремонт лифтового хозяйства из городского бюджета ежегодно

тратится несколько миллиардов рублей, с каждым годом количество лифтов с истекшим

сроком годности увеличивается. По подсчетам экспертов, ежегодно в Петербурге

необходимо менять до 1,5 тыс. лифтов. Программа капитального ремонта на 2015 год

предусматривала замену всего 872-х лифтов.

Замена лифтов – самый дорогостоящий вид капремонта в жилом доме. В 2015 году на

ремонт и замену лифтов было выделено 37% средств программы капитального ремонта.

Эта доля сравнима лишь с тем, сколько направили на ремонт инженерных сетей домов

(35%). Для сравнения: на починку кровли выделили 14% средств этой программы, а на

ремонт фасадов — 11%.

Хотя состояние выработавших свой ресурс подъемников вызывает серьезное опасение,

жильцы этими лифтами продолжают пользоваться, каждодневно подвергая свою жизнь

опасности. По данным ГЖИ, заявок на устранение неисправности лифтов поступает в

диспетчерские службы совсем немного. Зачастую жильцы обращаются только, когда лифт

ломается.

Между тем, каждый может без особого труда определить неисправность лифта по

характерным признакам — посторонние шумы, вибрации, лязг, плохо открывающиеся или

не до конца закрывающиеся двери. Обнаружив эти дефекты, необходимо незамедлительно

вызвать диспетчера или сообщить в управляющую компанию. Для включения

неисправного лифта в программу экстренного ремонта (если он не попал в программу

капремонта), управляющая компания должна предоставить в Жилищный комитет

необходимые документы.

Если управляющая компания не в состоянии привести некондиционный лифт в порядок

за счет текущих платежей жильцов за содержание и ремонт лифтов, то она обязана

вынести вопрос о финансировании этих работ на общее собрание собственников

помещений. Разумеется, владельцы жилья могут проголосовать против дополнительных

взносов, но тогда в случае очередной трагедии в лифте им останется винить только самих

себя.

Михаил Кореневский

Об авторе

ТЕСТ

ТЕСТ

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.