Соло для консультанта

31 января
13:40 2013

Они встречают нас в магазинах компьютерной техники, всегда готовые подсказать, как сделать правильный выбор, рассказать о свойствах и характеристиках многочисленной и сложной продукции. А иногда и помочь нам самим понять, зачем, собственно говоря, мы пришли в магазин. Профессия консультанта в магазине компьютерной техники – одна из самых современных специальностей, ставших популярными за последние два десятилетия. Какие требования предъявляются к представителям этой профессии, каковы её привлекательные стороны и подводные камни? Рассказывает консультант магазина сети «Юлмарт» Дмитрий Павлов.

Дмитрий, можно ли сформировать некий обобщенный портрет консультанта?

— Да, здесь есть характерные черты. В подавляющем большинстве случаев это молодежь в возрасте 18-25 лет. Консультанты в возрасте 27-30 лет представляют собой исключения. Для многих это первое место работы. При приеме главное, на что обращают внимание кадровики – раскованность, умение привлечь, разговорить покупателя. Это может показаться странным, но никаких, даже минимальных требований к знанию техники не предъявляется. Принимают выпускников школ и колледжей, а также – вернувшихся из армии. Все осваивают на месте. Причем – в кратчайшие сроки. Лично мне это не очень нравится. Семь лет назад, когда я устраивался на работу, за плечами был колледж, компьютерная специальность, умение собрать и отремонтировать компьютер. И в то время это было преимуществом. Особенно полезно иметь техническую подготовку при работе on-line (как у нас в «Юлмарте»), когда, к примеру, процессорный блок или ноутбук отсутствуют в торговом зале, и покупатель видит их только в компьютерном каталоге. Многие данные лучше держать в памяти, «про запас», да и вообще понимать, как техника работает. При этом присутствует и психологический момент – убедить покупателя сделать покупку гораздо труднее, когда он не видит продукцию «вживую».

А какие у консультанта зарплата и условиях труда?

— Как я уже говорил, работает в основном молодежь. Зарплата в 18-22 тысячи рублей вряд ли привлечет кого-то в качестве долгосрочной перспективы. Молодежь манит возможность первого заработка, а также и сменный график, позволяющий работать в нескольких местах.
Например, я в свободное время ремонтирую и настраиваю компьютеры. За годы работы в торговых сетях накопилось много постоянных клиентов. Однако особых перспектив для роста, а, следовательно – и для повышения зарплаты, нет. А зарплату продавцов в течение последних пяти лет фактически не повышали. В большинстве компьютерных сетей высокая текучесть. Люди уходят из одной сети в другую в поисках лучшего заработка, лучших условий труда. О последнем хочу рассказать отдельно. Во многих сетях работники, по сути, бесправны. Начинающему могут предложить (кроме его основной работы) разгрузить ящики с продукцией и даже… вымыть пол. Кроме того, на продавца вешают материальную ответственность за украденную из зала продукцию – мол, плохо «антиворируешь». Многие хозяева скупы и экономят на охране. Впрочем, даже при её наличии высчитывают из зарплаты консультанта. Я сам когда-то целый месяц работал бесплатно из-за пропавшего ноутбука.

То есть, по сути, нет никакой возможности отстоять свои права?

Если будешь протестовать – всегда найдут какой-нибудь повод, чтобы заставить написать заявление «по собственному». Там, где нет профсоюза, человек бесправен. А в торговых сетях, работающих с компьютерной техникой, насколько мне известно, нет ни одной профсоюзной организации. Когда-то я некоторое время работал экспедитором на «Кока-Кола», где есть профсоюзная организация. Там ситуация совсем другая – высокие зарплаты, нормальные условия труда и практически все в профсоюзе.

Такова ситуация во всех сетях, работающих с компьютерной техникой ?

Исключения всё же есть. Это «Юлмарт», где я сейчас работаю. Впервые я занимаюсь исключительно своей работой, консультирую людей. Эта работа интересна для меня. У нас действуют серьезные бонусы, премии, связанные с объемом продаж. Так, в декабре я занял первое место по продажам и заработал – с учетом премии и бонусов, 75 тысяч рублей. Но такой заработок, конечно, не каждый месяц. К тому же далеко не все обладают серьезной технической подготовкой, которая есть у меня. Однако повторяю, что наша организация – исключение, и у главного офиса каждое утро выстраивается очередь из желающих здесь работать.

Дмитрий, вы говорили, что работа консультанта – в основном для молодежи. Каким Вы видите своё будущее?

Определенное время собираюсь работать здесь. И рассчитываю на карьерный рост. Однако будущее связываю только с музыкой. Дело в том, что я окончил музыкальную школу по классу дирижеров, меня брали без экзаменов в консерваторию. Но в тот момент я не видел себя в музыке, «заболел» компьютерами. Поэтому закончил Петровский колледж по компьютерной специальности, прочел множество литературы по компьютерной технике. Однако и с музыкой никогда не расставался. На синтезаторе могу играть сутками. Предпочитаю классику. Много раз писал музыку по заказам различных людей, в том числе – очень серьезных. И моя мечта – заниматься музыкой всерьез, отдавать ей гораздо больше времени.

Андрей Пюккенен

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.