Заводской музей: посвящение двигателю

Заводской музей:  посвящение двигателю
05 марта
11:12 2010

ОАО «Климов» – название этого предприятия говорит о многом каждому, кто хоть немного знаком с историей отечественной авиации. Двигатели, разработанные здесь, использовались и используются на многих отечественных самолетах и вертолетах. Об истории завода рассказывает музей, получивший известность и признание как среди профессионалов, так и студентов, школьников и просто людей, увлекающихся историей авиации.
Экспозиция музея расположена в небольшом светлом зале, где на подставках небесно синего цвета застыли двигатели: авиационные, ракетные и даже танковый…

Годом рождения завода считается 1914, когда было учреждено акционерное общество «Русский Рено», продававшее в столице российской империи французские автомобили. Для нового автомобильного завода были спроектированы и построены 5 кирпичных корпусов, которые и сейчас используются по назначению. Первая мировая война внесла в первоначальные планы свои коррективы. На заводе были размещены несколько заказов военного ведомства, по одному из которых были изготовлены (совместно с Ижорским заводом) 30 броневиков. Тогда же завод получил первое авиационное крещение — на его базе были организованы ремонт и сборка авиационных двигателей. В те трудные годы удалось выпустить порядка 100 единиц новейшей уникальной техники.

Однако еще 25 лет так или иначе завод будет связан с автомобильной тематикой. В 1921-1924 годах предприятие именуется «Авторемонтный завод им. Плетнева» и занимается ремонтом немногочисленных оставшихся авто. В 1925 была сделана первая попытка выпуска отечественного мотоцикла. Почти год завод именовался мотоциклетным и носил имя Зиновьева, но только в 1930, будучи уже «Красным Октябрем», предприятие смогло наладить серийный выпуск мотоциклов. Под руководством известного конструктора Владимира Можарова появились и быстро стали популярными марки Л-300, Л-500, Л-8 (прототипы отечественной марки ИЖ). Один из немногих сохранившихся с тех времен мотоциклов был восстановлен и сегодня первым встречает гостей музея.
В 1940 году завод был передан Наркомату авиационной промышленности и стал «почтовым ящиком» № 234. В рекордно короткий срок здесь было организованно производство знаменитых двигателей «сотой» серии (разработка Владимира Яковлевича Климова). Неприхотливые и жизнеспособные, обладающие прекрасными техническими характеристиками, эти климовские двигатели использовались на истребителях, бомбардировщиках Яковлева, Петлякова и в составе других отечественных самолетов. В предвоенный период на заводе успели собрать порядка 70 моторов. А впереди была Великая Отечественная война, эвакуация в Уфу, где фактически с нуля предстояло наладить серийное производство моторов, столь необходимых фронту.
За разработку «соток» В.Я.Климов был удостоен Звезды Героя Социалистического Труда. Оставшиеся в Ленинграде работники завода занимались ремонтом автомобильной техники. С апреля 1942 года совместно с Заводом имени Карла Маркса выпускались знаменитые «Катюши». После снятия блокады на заводе ремонтировали трамваи.
После войны на базе предприятия было организованно опытно конструкторское бюро, которое занялось реактивными двигателями. В 1946 -1949 годах из стен завода вышел знаменитый реактивный двигатель ВК-1, который использовался на истребителях МиГ-15, МиГ-17, бомбардировщике Ил-28, торпедоносце Ту-14Т.
Во время воздушных боёв в Корее бывали случаи, когда в турбинах двигателей выбивались до 8 лопаток, но летчик все же умудрялся сажать машину. Сегодня легендарный двигатель ВК -1 можно увидеть в музеях и на аэродромах (с их помощью очищают взлетно-посадочные полосы). А вот самый массовый в 50-годы, признанный лучшим в своем классе истребитель МиГ-15, рассмотреть можно, пожалуй, только в подмосковном Монино в Музее Военно-Воздушных сил.
Еще одна область, в которой «Климов» занимает 95% отечественного рынка – двигатели для винтокрылых машин. В центре зала — силовая установка знаменитого на весь мир вертолета Ми-8: два газотурбинных двигателя ТВ2-117 с редуктором. Этот поистине уникальный двигатель может работать на любом топливе: керосине, бензине, дизельном топливе, в экстремальных ситуациях подойдут спирт и даже попутный газ… Двигатель для знаменитой «Черной акулы» (Ка-50) — тоже творение климовцев.
Специалисты предприятия многое сделали и для отечественного танкостроения. В 70 годы авиационные конструктора разработали газотурбинный двигатель для танка Т-80. Специалисты по некоторым параметрам сравнивают его с американским «Абрамсом», правда, не в пользу последнего. Разрабатывались на предприятии и двигатели для ракет зенитного комплекса С-200, ракет (противоракет) шахтного базирования УР-100. Поработали специалисты «Климова» и на космос. Все это так ли иначе нашло отражение в музейной экспозиции предприятия.

На занятия - в музей

На занятия - в музей


Неслучайно в музее постоянно проходят занятия для студентов вузов — «Военмеха», СПбГТУ, ГУАП. Частые гости здесь и школьники.
Сто лет назад, 25 апреля 1910 года, на Коломяжском ипподроме стартовала первая международная авиационная неделя. Это событие стало отправной точкой в отечественной авиации: 19 мая 1910 года открылась первая летная офицерская школа, в сентябре 1910 в Петербурге прошла Всероссийская неделя воздухоплавания. Музей, конечно, не может не отметить эти даты. Сейчас идет работа над выставкой, посвященной первым русским авиаторам, в том числе первым женщинам-пилотессам. В ближайших планах музея сделать экспозицию доступной для широкого круга посетителей. Пока же о посещении музея необходимо предварительно договариваться.
Кстати, через несколько лет в Шувалово будет построен новый конструкторско-производственный комплекс ОАО «Климов». Туда должно переместиться всё производство. Для музея на новом месте предусмотрено помещение в несколько раз большее нынешнего.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.